17 ноября 2017 года в Солодовых палатах Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря была открыта экспозиция «Разсадник изразцового дела».
Выставка в Солодовых палатах представляет историю создания в Ново-Иерусалимском монастыре крупнейшего центра производства изразцов и превращения его, по меткому выражению архитектора Н.В. Султанова, в «разсадник изразцового дела».
Внутренние помещения Солодовых палат, пристроенных в конце XVII века к северо-восточному участку монастырской стены, использовались как производственные: здесь находились гончарная, кузнечная и некоторые другие мастерские. Сохранились свидетельства работы гончарно-изразцовой мастерской: производственные печи и горны, музеефицированные в ходе реставрационных работ 2010-х годов. В одном из горнов была обнаружена последняя закладка изразцов. Картину дополнили найденные на территории монастыря склад для хранения готовой гончарной продукции, огромные развалы керамического брака, печные комплексы и припасы. Эта уникальная ситуация не только дает возможность проследить исторический процесс изготовления изразцов в деталях, но и отражает место Нового Иерусалима как истока новой технологии и образной системы в русском изразце, определившего их распространение в России. Она же раскрывает роль идей и прямого участия Патриарха Никона и патриарших мастеров в создании изразцов.
В XVII столетии новый стиль декора охватил едва ли не всю территорию Российского государства, но истоки его лежат в Новом Иерусалиме, где изразцовое убранство стало средством воплощения уникальной идейно-художественной программы Патриарха Никона. «Царству изразцов», наступившему в России во второй половине XVII века, русская культура всецело обязана Ново-Иерусалимскому монастырю.
Экспозиция основана на материалах, собранных экспедицией ИА РАН, и включает не только музеефицированные горны и печи в историческом архитектурном интерьере Солодовых палат, но также и специально подготовленные для экспонирования археологические находки – прежде всего изразцы.
В состав экспозиции входят различные (уникальные для археологии России) приспособления для штамповки, обжига и росписи изразцов, позволяющие представить в деталях все стадии процесса изготовления рельефных полихромных эмалевых изразцов – подлинного «ноу-хау» строителей Нового Иерусалима второй половины XVII века. Среди готовых керамических изделий – крупные архитектурные элементы иконостасов (колонны, части арок и пилястр), декоративные панно, наборы для облицовки печей и уникальные художественные произведения, в том числе – керамические иконы с ликом Иисуса Христа, ранее в искусстве Руси XVII века не встречавшиеся.
Археологические находки сопровождают графические реконструкции и научные экспликации, рисующие новаторскую деятельность Патриарха Никона в области церковного искусства и строительства, а также внедрение им новейших европейских технологий и их развитие на почве Московского царства.
Экспозиция в Солодовых палатах, находящаяся в начале осмотра Ново-Иерусалимского монастыря, позволяет посетителям и паломникам воспринять в целом изразцовое убранство Воскресенского собора, оценив его уникальность.